и
только скрывается в виде
средней соли вследствие соединения с кислотою, то он заключает, что
присутствие горючего начала не есть необходимое условие образования щелочи, и
поэтому считает, что сами по себе опыты Шталя и Неймана не могут подтвердить
их гипотезу. Опираясь на опыт Лемери, который, прибавив масла, выделил
купоросную кислоту, оставшуюся в колкотаре39 после перегонки, он
показывает, что кислота, связанная жирным началом, выгоняется огнем и
рассеивается по воздуху.
§ 17
При внимательном рассмотрении
этих противоположных мнений, основанных с обеих сторон на довольно веских
доказательствах,
мы находим, что оба они частью справедливы, частью не соответствуют
действительности. Поэтому мы, стремясь к истине, согласуем оба их, и прежде
всего признаем, вместе с Шталем и Нейманом, что щелочные соли имеют в своем
составе начало флогистон, однако в различных отношениях к другим составным
частям. Во-вторых,
мы утверждаем с Бурделином, что постоянная щелочная соль образуется из
сожженных
растений не пропорционально их жировой материи, входящей в ее состав, но что
при посредстве ее щелочь освобождается от более летучей кислоты растения и
остается сама по себе. Чтобы это как следует доказать, необходимо описать
разнообразную природу* щелочных солей, из коих главные — соль винного камня и
соль, вымытая из золы растений.
§ 18
Винный камень
образуется из
богатого спиртом сока винограда по завершении брожения его. В камне находится
флоги