аяющих природные тела нечувствительных
физических частицах" (см.
стр. 169—235 и 279—313, т. I настоящего издания). Многие из положе-
«ий, высказанных Ломоносовым в этих работах, включены им в текст
его позднейших диссертаций („Размышления о причинах теплоты и
холода", „Диссертация о действии химических растворителей вообще"
и др. ), а также в текст настоящего письма: ср. , напр. , доказательство от-
сутствия чистого притяжения (стр. 183) с § 41 его работы „Опыт теории
о нечувствительных частицах тел" (стр. 189, т. I настоящего издания)
* Стр. 175. Я изъявляю полное согласие, когда читаю у выдающе-
гося мужа Исаака Ньютона. . . (Математические
начала натуральной фило-
софии, опред. 1) — здесь и далее Ломоносов ссылается на труд И. Нью-
тона Philosophiae
naturalis principia mathematica. Londini, 1687, Ed. 2-da
Cantabrigae, 1713 (Математические начала натуральной философии. Лон-
дон 1687. 2-е Кембридж, 1713). Русский перевод экзд
А. Н. Кры-
лова, М. ___ Л. , изд. АН СССР, 1936 г. (Собрание трудов
А. Н. Крылова
Т. ѴП).
9
[О ТЯЖЕСТИ ТЕЛ И ОБ
ИЗВЕЧНОСТИ
ПЕРВИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ]
Печатается по
рукописи
Ломоносова (Архив АН СССР, ф. 20, оп. 1,
№ 3, лл. 256—257).
Оригинал
на латинском языке.
Латинский
текст и русский перевод публикуются впервые.
Текст рукописи представляет собой
черновой отрывок
неоконченной, но чрезвычайно важной работы Ломоносова, посвященной критике
воззрений Ньютона на причину тяжести тел и обоснованию своего учения об
извечности первичного движения. По своему содержанию некоторые
положения, развиваемые
в публикуемой рукописи, чрезвычайно сходны с отдельными положениями письма
Ломоносова к Л. Эйлеру от 5 июля 1748 г. По этой причине ее можно считать с
достаточным основанием предварительной заметкой, в которой Ломоносов более
подробно развил отдельные вопросы, затронутые в письме к Л. Эйлеру, и время
ее написания отнести к 1748 г.
Публикуемая рукопись
имеет
большое значение для изучения философских воззрений Ломоносова. В этой работе
им впервые в истории естествознания выдвигается и доказывается важнейшее
положение материализма о том, что „первичное движение не может иметь
начала, но
должно существовать извечно". В этой формулировке Ломоносова содержится
не только смелое отрицание первоначального толчка, но и решительное осуждение
апелляции к божеству при объяснении явлений природы.