-щала? Почитают ли
тех
предерзкими и нечестивыми, которые . ради презренного прибытка неизмеримые и
бурями свирепствующие моря переезжают, зная, что им тоже удобно приключиться
может, что прежде их многие или еще и родители . их претерпели? Никоею
мерою; но
похваляются и еще сверх того всенародным молением в покровительство божие
препоручаются.
Посему должно ли тех почитать дерзостными и богопротивными, которые, для
общей безопасности, к прославлению божия величества и премудрости величия дел
его в натуре молнии и грома следуют? Никак! Мне кажется, что они еще особливою
его щедротою пользуются, получая пребогатое за труды свои мздовоздаяние, то
есть толь великих естественных чудес откровение. Отворено видим его святилище
по открытии электрических действий в воздухе, и мановением натуры во
внутренние
входы призываемся! Еще ли стоять будем у порога и прекословием неосновательного
. предуверения удержимся? Никоею мерою; но, напротив того, сколько нам дано
и позволено, далее простираться не престанем, осматривая все, к чему умное
око проникнуть может.
Итак, посмотрим, сколько
возможно, число, положение и действующую силу облаков, громовою
электрическою силою ■тяжких. О сем рассуждающему, во-первых,
на мысль приходит, что таковых облаков бывает иногда много, а иногда один
только. В первом случае разные перемены по разному облаков положению
бывают, ибо
все электрическую силу получают или только некоторые. Первое не толь часто
при-жлючиться может, что по разной облаков вышине рассудить можно, и ежели
когда случается, то разные градусы электрической силы ради разной вышины их
быть должны. Посему возбужденная электрическая сила в облаке, стоящем подле .
другого в близости, которое мало или ничего оной не имеет, между обоих
производит искру с треском, то есть молнию л гром. Подобным образом и прочие
облака, сообщая одно . другому свою силу, толь долго между собою блещут и
гре-. мят, сколь долго электрическая сила в них продолжается,