«ые музыкальные
тона, различной
интенсивности, произво-
димые различными музыкальными инструментами; затем
порождаемые от столкновения, трения, ломания тел столь
многочисленные и разнообразные шумы, свисты, скрипы,
звоны, шелесты и т. д. ; далее, голоса людей и животных,
которые различаются среди тысяч настолько, что мы узнаем
не только знакомых людей, но даже собак по их лаю и отли-
чаем их от других; наконец, членораздель-
ные слова — и притом на стольких различ-
ных языках. Однако никто из физиков не
сомневается, что все эти звуки производят-
ся и распространяются колебательным дви-
жением жидкого тела, именно воздуха; и рас-
пространяются так, что если один звук дви-
"7
жется
навстречу другому, из какого бы то
ни было направления, то оба они подействуют на орган слуха,
конечно, если их интенсивности приблизительно одинаковы
я ни один не превосходит намного
по силе другой, занимая
целиком наш орган слуха. Например, пусть в а будет голос
іи речь человеческая, в Ь поющий соловей, в с звуки лиры,
&
d шум токарного станка, в е колокольчик, в / свист пара,
вырывающегося из эолипила. 2 Если они примерно одинако-
вой интенсивности, то из каждой точки окружности будет
ясно слышен каждый звук, на который мы обращаем больше
внимания, особенно если направить на него слуховую трубу,
приложив ее к уху и закрыв другое ухо. Из всего этого
вполне очевидно, что колебательное движение воздуха рас-
шространяется навстречу другим и поперечно в любом на-
правлении, и этим не заглушается — иначе как на большом
■пространстве или при чрезмерном преобладании интенсив-
ности [другого] звука, откуда следует, что колебательные
движения жидких тел распространяются во все стороны,