в 1755 г. под
названием Disquisitio de causa physica electricitatis.
Petro-poli,
1755. Опубликована была Академией в 1755 г. и работа Павла
Фризиуса, поступившая на конкурс под названием De existentia et motu
aetheris, seu de theoria electricitatis ignis et lucis.
Petropoli,
1755.
Как удалось установить советским
исследователям,
упоминаемая
работа, представленная на конкурс в Петербургскую Академию Наук в 1755 г. , на
самом деле принадлежала Л. Эйлеру. Это следует из письма
Леонарда Эйлера, посланного им из Берлина в Петербург после
объявления
конкурса, в котором он откровенно сообщал: „. . . так как я не знал, имею
ли я право писать работу на премию, я передал ее моему сыну Иоганну-Альбрехту и
поручил ему литературно обработать посланное вам сочинение" (сборник
„Леонард Эйлер",
Изд. Академии Наук СССР, 1935. стр. 156).
6
[МАТЕРИАЛЫ ОБСУЖДЕНИЯ „СЛОВА О
ЯВЛЕНИЯХ
ВОЗДУШНЫХ, ОТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СИЛЫ ПРОИСХОДЯЩИХ"!
(Стр. 143—179)
„Слово о явлениях
воздушных, от электрической силы происходящих" вызвало оживленное
обсуждение как в самой Академии Наук, так и за ее пределами.
Развитые Ломоносовым в этой речи новые теории и гипотезы — о
происхождении грозовых явлений, о природе северных сияний и кометных
хвостов, новые идеи в метеорологии—встретили в самой
Академии отдельные сомнения и возражения как со стороны академика А.
Н. Гришова, назначенного официальным оппонентом Ломоносова на
публичном академическом собрании, так и со стороны академиков
Н. И. Попова и И. А. Брауна. Из числа почетных членов Академии
Наук отзыв о речи Ломоносова дали: Л. Эйлер, полностью одобривший ее, а
также Г. В. Крафт и Г. Гейнзиус, не согласившиеся с рядом
положений, выдвинутых Ломоносовым.
Все это довольно полно отражено в
протоколах Конференции.
В качестве приложений к этим протоколам сохранились важные документы,
в том числе и документы самого Ломоносова,
существенно
дополняющие
его текст „Слова о явлениях воздушных".
Материалы этой дискуссии
опубликованы: Ломоносов, I, стр. 75—116. В настоящем томе печатаются только:
I — ответы Ломоносова на воз