и жидкости тел не
встречается упоминания ни в одном отзыве позднейших русских ученых"
(Пекарский,
II, стр. 709).
„Рассуждение о
твердости и жидкости тел" было напечатано затем лишь в академическом
издании Сочинений М. В. Ломоносова (Акад. изд.
, т. V, СПб. , 1902, стр. 92—112), однако только на русском языке; к
тому же в нем не воспроизведены составленные Ломоносовым чертежи и рисунки, без
которых текст „Рассуждения" недостаточно понятен.
Первая часть
„Рассуждения" в значительной мере повторяет основные мысли Ломоносова,
высказанные им в письме к Л. Эйлеру от 5 июля 1748 г. (см. т. II настоящего
издания, стр. 169—193 и в его
диссертации
„05 отношении количества материи и веса" (см. настоящий том, стр. 349-
371).
В §§ 1—22 своей
работы Ломоносов подробно излагает свои воззрения на взаимосвязь
нечувствительных частиц в твердых и жидких телах.
Значительное место в этой части „Рассуждения" отведено также
опровержению
теории
чистого
притяжения, развивавшейся учениками и
последователями Ньютона.
Во второй части
„Рассуждения" (§§ 23-26) дано описание опытов по замораживанию
ртути, произведенных Ломоносовым зимой 1759/60 г. Эта часть речи Ломоносова
дается в качестве экспериментального подтверждения теоретических
выводов, изложенных в первой части.
В своем труде
„Рассуждение о твердости и жидкости тел" Ломоносов впервые в печати
формулирует свой закон сохранения материи и движения как „всеобщий естественный
закон" природы. Ранее, 5 июля 1748 г. , этот закон был им изложен в
письме к Л. Эйлеру (см. т. II настоящего издания, стр. 182—185), а затем
повторен в 1758 г. в непрочитанной речи „05 отношении количества материи и
веса" (см. настоящий, том,
стр. 349-371).
В своих
исследованиях Ломоносов всегда исходил из этого закона и придавал ему большое
значение для развития естествознания,
техники и философии.
Высоко оценивая
это открытие Ломоносова,
акад. С. И. Вавилов в своей статье „Закон Ломоносова" („Правда" от
5 января 1949 г. ) писал: „Значение и особенность начала, провозглашенного
Ломоносовым,
состояли не только в том, что этим началом утверждались законы
сохранения
и неуничтожаемоети материи, движения и силы в отдельности.
Некоторые из этих истин издавна, еще в древности, угадывались передовыми
умами. . . В отличие от своих предшественников,
Ломоносов
говорит
о любых «переменах,
в натуре случающихся»,
об их общем сохранении,
и только в качестве примеров он перечисляет
отдельно взятые сохранение материи, сохранение времени, сохранение
силы. . . Ломоносов на века вперед как бы взял в общие скобки все