знать известно пристани для
прибежища и отдохновения, — есть не что иное, как живому лежать во гробе. Все
сии бедствия почти от одной неисправности мореплавания происходят, которое
для того от самых древних времен за достойное прилежания к лучшему приведению
почитается. В нынешние веки всё свое рачение на сие положили преискусные в
астрономии и в мореплавании люди, отчего оно до того достигло, что многим
трудностям, которые неприступны быть казались, ныне преодоленным и
изъясненным чудимся и употребляем их с пользою в действие. Сие наипаче оттуду
воспоследовало, что обещанные от разных держав великие
награждения2
всё внимание наук и художеств возбудили. Итак, хотя труд мой бесполезным
может показаться, что толиким произведениям нечто придать покусился, однако
делом сим последовал я рудоискателям, которые иногда безо всякой вероятности
сладкою надеждою питаются и не всегда же тщетно. Таким образом, отложив
всякое сумнительство, всё, , что для сей материи
размышлял, изобрел, произвел,
предлагаю.
Двумя, как
известно, между
собою разными образы положение корабля на море ищут и определяют. Первое —
ширину3
из вышины светил, долготу по сравнению времени на меридиане корабельном со
временем на первом4 меридиане. Второе — по указанию компаса и по
скорости корабельного ходу, который вервию5 измеряют или по силе
ветра и по числу и положению парусов примечают и по тому долготы и широты места
корабельного ищут.
Первый способ только в ясную
погоду, другой во всякое
время употребить можно. Обои каковым и коль многим затруднениям
подвержены, тем
больше известно, которые в искании способов к их отвращению испытали своего
остроумия силы и кои отведывали их употребить в действии. Каждое затруднение
кратко здесь представлю, дабы сего рассуждения порядок и мои в сем деле
посильные успехи, показать внятно.