круга. Поставить его так
надобно, чтобы черная линея, по белому проведенная, точно параллельно стояла
с осью корабельного или с килем, и сильно намагниченная сталь могла бы
преодолеть трение. Сего довольно для обыкновенного компаса, при правлении
употребительного. Между тем, чтобы все погрешности, которые от оплошности
правящего бывают, знать корабельщику, должен он иметь особливый компас
самопишущий, который следующим образом сделать можно.
§ 38
В том же ящике АА (фиг. XIII, XIV) с компасом
уместить часы пружинные СС, которыми движется вал D с обверченною около него
бумагою ЕЕ,
которая на
другой вал Н
свивается.
Круг ВВ, на котором изображаются ветры и
градусы, должно утвердить на сделанном из стали через Нейтово искусство
магните, который небольшое трение тонкого карандаша без задержания преодолеть
может. Движение круга направить на сквозной оси іі, чтобы ко дну ящика и
наверху к
стеклу был установлен и чтобы круг и со дном, и со стеклом стоял параллельно
и бумага бы, свиваясь с одного вала на другой, к плану круга была
перпендикулярна, и диаметр компасного круга, вдоль по килю
простирающийся, был
бы также перпендикулярен. Потом около компасного круга сделать обручек
mm, который бы с карандашом мог
поворочен быть на ту сторону, куда корабль направлять надобно. Карандаш
должен быть на самой легкой пружине из проволоки, и, одним словом, всё
тонко и нежно.
§ 39
Присоединенными сим образом
часами к компасу станет обращаться вал и с него бумага на другой
свиваться; карандаш,
легко к ней прикасаясь, начертит линею, которая покажет стоящего у правления
прошибки и оплошность, что вообще видеть и весом исчислить можно
будет. Странно
покажется