§ 45
Сделать отвес А (фиг. XVIII), у доски ВВ приложенный, которую
должно
повесить с килем корабля параллельно, чтобы, по долготе его качаясь, теми же
склонялась углами, а в боковые стороны свободно бы обращалась. К центру С
утвердить на оси колесо с
зубцами так, что когда от наклонения корабля откачнется отвес в D, тогда крюк
К захватил бы за зубы колеса и, возвращаясь
из D,
отводил с
собою по стольку градусов от первого положения, сколько отходит А от
перегородки g. Таким образом всех качаний
градусы лзмерятся каждым отхождением отвеса. Колесо Н покажет число обращений
колеса С. Итак, узнать можно будет в
извест-лое время, сколько было градусов обще во всех качаниях.
§ 46
Когда сие происходит, отвес
каждым прикосновением тс перегородке g вдвигает гвоздь і, который в отверстие
далее войти не
может, как только чтобы захватить за один зуб колеса М и силою пружины в
принужден возвратиться, колесо
бы двигал, которого возвращение воспрещает противень р. Обороты сего колеса М
показывает другое N. Итак, сим обращением окажется
число зыбей и колебаний и купно по вышеписанному общее число градусов в одно
время однем инструментом.
§ 47
Имея общее число градусов от
всех колебаний, должно оное разделить на число зыбей или корабельных
наклонений: выйдет из того общий угол к горизонту. Который познав, сравнить
можно кривую линею общия волны с дугою, которая есть путь корабля на
поверхности моря, и оттуду истинное его расстояние найдено быть может. Каким
образом сие