§ 82
Итак, главною причиною почитаю
знатного в здешних местах ртути повышения и понижения валы в атмосфере большие,
нежели под жарким поясом. 95 Ибо верхняя часть атмосферы, последуя
силе Луны и Солнца, скорее может перебежать градус долготы на ширине, напр. ,
шестидесяти градусов, нежели под экватором, затем что величиною сей против
оного вдвое. А посему и воздух может скорее в вал собраться, выше подняться и
то место атмосферы нагрузить тяжелее. И чем далее к северу уменьшаются
круги, экватору
параллельные, тем выше восходят воздушные волны, чувствительнее барометр
переменяется.
§ 83
Между тем порядочному сих волн
течению быть невозможно ради принятия разной теплоты в воздух от Солнца и из
земных недр. Всё сие, по истинной теории, ничем другим, как частыми и
верными мореплавающих наблюдениями и записками перемен воздуха, утверждено и
в порядок приведено быть должно. 96 А особливо когда бы в разных
частях света, в разных государствах те, кои мореплаванием
пользуются, учредили
самопишущие метеорологические обсерватории к коих расположению и учреждению с
разными новыми инструментами имею новую идею, 97 особливого
требующую описания.
§ 84
При окончании сего о
предсказании погод краткого рассуждения не могу больше удовольствовать
мореплавателей, как снабдить их новым морским барометром. 08
Известно, коль полезно есть предвидеть наперед сильные и опасные бури, чтобы
нечаянно не напали. На сухом пути предвозвещает их за несколько часов, а
иногда и за сутки барометр, вдруг опустясь чрезвычайно много или иногда
поднявшись. 99 Обык