соответствует весу вырезанных
отклонений. И если все
они направлены в одну и ту же сторону, то их надо взять-в совокупности, если
же они распределены в ту и другую сторону, то остаток от вычитания меньшего из
большего обозначит отклонение.
§ 41
Этим, полагаю
я, можно
совершенно устранить погрешности, возникающие от невнимательности
рулевого, но
остаются более серьезные. Когда боковой ветер теснит корабль от
установленного пути в противоположную сторону, советую для измерения
угла, заключенного
между линией,
Фиг. XVI.
по которой направляется корабль, CD
(фиг. XVI) и линией, , на
которую корабль отклоняется натиском бокового ветра, . Kl, пользоваться
прикрепленным к
корме корабля близ его оси инструментом, который будет уместно назвать
клизео-метром, а именно полукругом или квадрантом, разделенным пополам линией
CD,
параллельной
оси корабля, и имеющим градусные деления, со спицей F и указателем h. К спице
привязать тонкую
веревку К с палкой I; достаточной будет веревка в 40
футов, но более длинная вернее обнаружит отклонение корабля, посредством
отсчета градусов указателем. Колебания последнего в стороны, вызываемые
волнением, можно учесть, и их среднее будет сама линия отклонения корабля
от предположенной цели. Впрочем, если кто.