подцеплена к" килю железными
крючьями dd и пропущена по штевню в
кормовую каюту, закрепляясь верхним концом в палубе. Вокруг колеса
6, имеющего
общую ось со спиралью, пусть ходит тонкая веревка j и одновременно вокруг
колеса е, которое приводит в движение
другие колеса, так что определенные опытом обороты колес m, k, g означают
сажени, версты, мили
и т. д. , что всё будет производиться шестернями.
§ 45
При этом, когда
корабль поднимается
и опускается по волнам, мера пути, указанная описанной машиной, ле относится
к дуге на поверхности моря, описываемой курсом корабля, а измеряет весьма
кривую линию, именно ту, которую описывает ось спиральной лопасти. Выходит,
что посредством нашего дромометрического указателя нельзя определить
расстояние между местами без другого инструмента, который уместно назвать
киматометром и посредством которого можно узнать общее число всех колебаний
корабля и его наклонений К ГО" ризонту.
§ 46
Сделать отвес А
(фиг. XVIII), укрепленный на
доске ВВ, которая должна быть подвешена
параллельно оси корабля, в каковом положении она в продольном направлении
производила бы те же углы, что и киль, а в стороны качалась бы на свободном
подвесе; ибо боковые качания в этот подсчет не входят, гѵ центру подвеса
приспособить зубчатое
колесо С