равным образом
разделенным и
перпендикулярным к SS. Всю машину утвердить на доске ВВ, которая должна быть
плотно
укреплена за кормой. Длину веревки определить на опыте, жак и величину и вес
шара. Центр о так прикрепить к доске ВВ на двух осях хх и zz, чтобы вокруг них
было свободное движение во все стороны.
Подходящим названием для этого инструмента представляется салометр.
§ 54
Расположив
надлежащим образом
паруса, остановить корабль почти неподвижно на морской поверхности. Погрузить
в море шар А,
который
будет испытывать тем большее сопротивление покоящейся в глубине воды, чем
глубже опустится, и натяжением веревки спица С с указателем К
наклонится, показывая на
полукруге SS действие морского течения по длине корабля, а на
полукруге DD, укрепленном
ла оконечности указателя, — в стороны. А из того и другого наклонения легко
будет определить силу и направление мор-ского течения, установив
предварительно меру на опыте.
§ 55
Колебания
указателя, порожденные
качкой корабля, должны тщательно и внимательно наблюдаться для установления их
крайних величин и делиться пополам; среднее покажет действительное
направление. И это правило должно соблюдаться при употреблении морских
инструментов любого рода, если корабль подвергается волнению.
Глава
IV
О
СРЕДСТВАХ, КОТОРЫМИ МОЖНО ОБНАРУЖИТЬ И ИСПРАВИТЬ ПОГРЕШНОСТИ,
ВОЗНИКАЮЩИЕ ОТ ИЗМЕНЕНИЙ
СКЛОНЕНИЯ КОМПАСА
§ 56
В какой степени
удовлетворяют
практическим потребностям карты для распознания изменений склонения в
море, составленные
на основании недостаточно верных наблюдений,