для того ж и на
Венеру. Только
бы труд его не был напрасен. Может быть тамошние люди в Адаме не согрешили, и
для того всех из того следствий не надобно. „Многи пути ко спасению. Многи
обители суть на небзсех".
При всем сем христианская вера стоит
непреложна. Она
божиему творению не может быть противна, ниже ей божие творение, разве тем
чинится противность, кои в творения божия не вникают.
Создатель дал роду
человеческому две книги. В одной показал свое величество, в другой — свою
волю. Первая — видимый сей мир, им созданный, чтобы человек, смотря на
огромность, красоту и стройность его зданий, признал божественное
всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая книга — священное
писание. В ней показано создателево благоволение к нашему спасению. В сих
пророческих и апостольских богодохновенных книгах истолкователи и изъяснители
суть великие церковные учители. А в оной книге сложения видимого мира сего
суть физики, математики, астрономы и прочие изъяснители божественных, в
натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и
церковные учители. Нездраворассудителен математик, ежели он хочет божескую
волю вымерять цирку-лом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что
по псалтире научиться можно астрономии или химии.
Толкователи и
проповедники
священного писания показывают путь к добродетели, представляют награждение
праведным, наказание законопреступным и благополучие жития, с волею божиею
согласного. Астрономы открывают храм божеской силы и великолепия, изыскивают
способы и ко временному нашему блаженству, соединенному с благоговением и
благодарением ко всевышнему. Обои обще удостоверяют нас не токмо о бытии
божием, но и о несказанных к нам его благодеяниях. Грех всевать между ими
плевелы и раздоры!