После опубликования своих
„Рассуждений" в 1759 г. Ломоносов ие прекращал работы в этой
области. Многие
заметки в „Химических и оптических записках", относящихся к 1762—1763 гг.
(настоящий том, стр. 405— 464), являются продолжением „Рассуждения о
большей точности морского пути". Продолжение это, как полагает
Б. Н. Меншуткин,
должно было называться „Морской жезл" (Меншуткин, стр. 480). Но эта
новая работа Ломоносова по кораблевождению до 1765 г. оставалась не
написанной.
„Рассуждение о
большей точности
морского пути" является одним из замечательных исследований
Ломоносова, опередившим
науку XVIII в. на целое столетие и во многом не утратившим своего значения по
настоящее время. К сожалению, как и в некоторых других случаях, блестящие
теоретические разработки великого ученого в области кораблевождения были
преданы забвению.
Для многих
является откровением
тот факт, что целый ряд мореходных инструментов, точно так же как методы
мореходной астрономии, был почти двести лет назад разработан
Ломоносовым, являющимся
основоположником отечественного „ученого мореплавания".
Следует
указать, что заняться
„ученым мореплаванием" Ломоносова навел на мысль, повидимому, Петр
I, который,
как пишет сам Ломоносов „усмотрел ясно, что . . . кораблей построить и
безопасно пустить-в море . . . без '
вспоможения наук . . . невозможно" (ПСС, т. 3, стр. 19).
Ломоносов
отчетливо представлял
себе трудности мореплавания, которые усугублялись крайне недостаточной
изученностью морей и океанов, а также изменчивостью природных .
условий. Борьбу
с этими трудностями должны облегчать мореходные инструменты и более
совершенные
методы кораблевождения: „Все сии бедствия почти от одной неисправности
мореплавания происходят, которое для того от самых древних времен за достойное
прилежания к лучшему приведению почитается".
Материалы „Рассуждения о большей
точности морского
пути" использованы Ломоносовым в §§ 93 и 95 „Краткого описания разных
путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном
в Восточную Индию" (ПСС, т. 6, стр. 486—487). Ссылки на эти параграфы
даются в примечаниях к „Рассуждению".
Будучи в
основном посвящено
вопросам кораблевождения, „Рассуждение о большей точности морского пути"
содержит в себе ценнейшие мысли, указания и обобщения, относящиеся к
метеорологии, синоптике, земному магнетизму, гравиметрии и пр.
С широкого
методологического
обобщения начинается изложение гл. II третьей части „Рассуждения" (§
61): „Из наблюдений установлять.