36 § 18. к истинному времени больше
приближится — этот способ,
когда при наличии нескольких хронометров „хранение времени" достига-
лось лучше, чем при пользовании одним, широко практиковался до изо-
бретения радиотелеграфа.
37 §
20. компасные равновесия немало спокойности
прибавить могут.
От перемены теплоты и стужи происходящие перемены таким образом
избывать надобно. „Компасные равновесия" — так называемый
карданов
подвес, который нашел широкое лрименение для подвески морских хроно-
метров в специальных футлярах. Для теплоизоляции прибора футляры
помещаются в ящики с мягкой амортизацией, которые в свою очередь
ставят на корабле в специальный отсек штурманского стола, также с те-
плоизоляцией. Кроме того, уничтожение влияния температурных измене-
ний достигается уравнительными, компенсационными балансирами спе-
циальной конструкции из биметаллических дуг.
38 §
31. около десяти минут — в латинском тексте эта
величина
уточняется: „в пределах восьми минут".
89 §
32. закрытий и
выступлений высших планет — в латинском тексте (§ 34) сказано точнее:
„вступлений в
тень и выхождений из нее спутников верхних планет".
40 § 32. Пусть будет труба TT
(фиг. XII) — эта неоконченная фраза
дополнена в латинском тексте: „поле зрения которой, как это необходимо
в данном случае, достаточно велико". Посредством такого
приспособления
Ломоносов имел в виду увеличить поле зрения трубы, чтобы, наведя ее на
светило при качке корабля, легче было бы удержать звезду в поле зрения.
41 § 32. с компасным равновесием А А и с двумя
колесами — в ла-
тинском тексте заменено: „при достаточно тяжелом компасном равно-
весии АА вращаются на осях два
колеса". Эта фраза построена непра-
вильно; повидимому, она искажена в типографии.
42 § 34. компаса — вместо этого слова в
латинском
тексте написано:
„магнитной силы и обнаружение ее изменений в мореходной стрелке".
Внося столь существенное уточнение, раскрывающее смысл дальнейшего
текста, Ломоносов обращает внимание на необходимость исследования
причин, обусловливающих изменения „магнитной силы", в частности
распределения магнитного склонения и наклонения на земном шаре, т. е.
в пространстве, и различных вариаций магнитного склонения во времени.
Этому вопросу посвящен и § 35.
43 § 35. уже преизрядные успехи в исследовании
законов
магнитныя
силы имеем — некоторое отклонение магнитной стрелки от истинного
меридиана (магнитное склонение) было подмечено мореплавателями еще
в XIII в. Спустя два столетия стало известно, что в различных пунктах
земного шара склонение неодинаково. Это нашло отражение на немецких
дорожных картах, относящихся приблизительно к 1492 г. В путешествии