lomonosov-ps04

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 4 ТРУДЫ ПО ФИЗИКЕ, АСТРОНОМИИ И ПРИБОРОСТРОЕНИЮ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 4
ТРУДЫ ПО ФИЗИКЕ, АСТРОНОМИИ И ПРИБОРОСТРОЕНИЮ
стр. 721


36 § 18. к истинному времени больше приближится — этот способ,
когда при наличии нескольких хронометров „хранение времени" достига-
лось лучше, чем при пользовании одним, широко практиковался до изо-
бретения радиотелеграфа.

37 § 20. компасные равновесия немало спокойности прибавить могут.
От перемены теплоты и стужи происходящие перемены таким образом
избывать надобно. „Компасные равновесия" — так называемый карданов
подвес, который нашел широкое лрименение для подвески морских хроно-
метров в специальных футлярах. Для теплоизоляции прибора футляры
помещаются в ящики с мягкой амортизацией, которые в свою очередь
ставят на корабле в специальный отсек штурманского стола, также с те-
плоизоляцией. Кроме того, уничтожение влияния температурных измене-
ний достигается уравнительными, компенсационными балансирами спе-
циальной конструкции из биметаллических дуг.

38 § 31. около десяти минут — в латинском тексте эта величина
уточняется: „в пределах восьми минут".

89 § 32. закрытий и выступлений высших планет — в латинском тексте (§ 34) сказано точнее: „вступлений в тень и выхождений из нее спутни­ков верхних планет".

40 § 32. Пусть будет труба TT (фиг. XII) — эта неоконченная фраза
дополнена в латинском тексте: „поле зрения которой, как это необходимо
в данном случае, достаточно велико". Посредством такого приспособления
Ломоносов имел в виду увеличить поле зрения трубы, чтобы, наведя ее на
светило при качке корабля, легче было бы удержать звезду в поле зрения.

41 § 32. с компасным равновесием А А и с двумя колесами — в ла-
тинском тексте заменено: „при достаточно тяжелом компасном равно-
весии АА вращаются на осях два колеса". Эта фраза построена непра-
вильно; повидимому, она искажена в типографии.

42 § 34. компаса — вместо этого слова в латинском тексте написано:
„магнитной силы и обнаружение ее изменений в мореходной стрелке".
Внося столь существенное уточнение, раскрывающее смысл дальнейшего
текста, Ломоносов обращает внимание на необходимость исследования
причин, обусловливающих изменения „магнитной силы", в частности
распределения магнитного склонения и наклонения на земном шаре, т. е.
в пространстве, и различных вариаций магнитного склонения во времени.
Этому вопросу посвящен и § 35.

43 § 35. уже преизрядные успехи в исследовании законов магнитныя
силы имеем — некоторое отклонение магнитной стрелки от истинного
меридиана (магнитное склонение) было подмечено мореплавателями еще
в XIII в. Спустя два столетия стало известно, что в различных пунктах
земного шара склонение неодинаково. Это нашло отражение на немецких
дорожных картах, относящихся приблизительно к 1492 г. В путешествии

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика