вызвало заметную реакцию со
стороны церкви. Особенно резко проявилась эта реакция по отношению к
получавшему в то время всё более и более широкое распространение
гелиоцентрическому учению и к идее множественности обитаемых миров.
Именно тогда
Синодом была
запрещена изданная в 1740 г. в Петербурге, в русском
переводе, пропагандировавшая
коперникову систему строения Вселенной книга Б. Б. де Фонтенеля „Разговоры о
множестве миров", изуродован цензурой содержавший аналогичные сочинению
Фонтенеля мысли перевод книги А. Попа „Опыт о человеке" и принят ряд
других мер, направленных против распространения „коперниковой ереси".
Фиг. 1. Фиг. 2.
Фиг. 3.
Будучи ярым защитником
гелиоцентрического учения и идеи множественности обитаемых
миров, Ломоносов, установив
своими наблюдениями наличие атмосферы на Венере, увидел в этом новое
подтверждение возможности жизни на других планетах.
Так как выступать открыто в
указанных условиях было
очень трудно, то он и избрал другой путь. Изложив результаты своих наблюдений
над прохождением Венеры по диску Солнца, он в названном „Прибавлении"
поставил вопрос: может ли гелиоцентрическое учение и идея о множественности
обитаемых миров противоречить церковному учению? Приведя ряд специально для
того подобранных цитат и выдержек из Священного писания и трудов известных
богословов православной церкви, ученый доказывает, что у религии и науки
различные задачи. Из этого он делает вывод, что у первой нет никаких
оснований мешать развитию второй.
Казавшееся
внешне не
противоречащим церковным догмам, даже, более того, полностью с ними
согласующимся, „Прибавление" пропаган