машину строят
следующим образом.
К земле или к мосту прикрепляют твердую и широкую плаху А с толстою железною
полосою, на которой в средине круглое гнездо. В него ставят высокий ворот ВС
нижним концом, укрепленным железною спицею, по величине гнезда выточенною, а
верхний конец ворота укрепляют вверху завостроватого сарая DE. Под верхом сего
ворота наделана
шестерня F, около
которой цепь обходит; концы ее протянуты сквозь железные колесца GH, на концах
по великой и твердой
бадье привешены. На нижней части ворота от полу вышиною близко в пояс просунут
толстый и долгий брус ІК. К концам его лошадей припрягают, по рассуждению
тягости бадей одну, две, три или четыре, которые в ту и другую сторону ворот
обращают и бадьи, как выше упомянуто, подымают и опускают.
§ 71
Пятая машина. Водою движимая машина состоит из колеса AB с
ящиками (фиг. 11), в
которые вода, из жоло-бов С и D вливаясь, колесо вертит. Перья31
на колесе
разделены в два ряда, так что в одни с той, а в другие с другой стороны
воду вливать надлежит; и, следовательно, если вода из жолоба С на ряд перья
EF литься станет, то будет колесо
на правую руку обращаться, и, напротив того, когда вода из жолоба D на ряд
перья GH течет, тогда должно колесу
вертеться на левую сторону. На валу укреплена шестерня К, около которой цепь
ходит и на обеих концах по бадье имеет. Движение колеса управляет
работник, который
наверху в будке L сидит, следующим образом. Жолобы, которыми вода из
канала на колесо течет, положены на пол оной будки, и концы их проведены
сквозь стену, так что их задвижками М и 14 запереть и отпереть, то есть оные
задвижки рычагами Р и Q задвинуть и выдвинуть можно. Итак, когда работник
рычагом задвижку М поднимает, то проливается вода жолобом D на часть колеса
GH и его