нять непонятные чудеса божий и
самые страшные таинства христианские. Сему излишеству есть с другой стороны
подобное,
но и притом приращению наук помешательное некоторых поведение, кои осмехают
науки, а особливо новые откровения в натуре, разглашая, будто бы они были
противны закону, коим самим мнимым защищением действительно его
поносят, представляя
оный неприятелем натуре, не меньше от бога происшедшей, и называя все то
соблазном, чего не понимают. Но всяк из таковых ведай, что он ссорщик, что
старается произвести вражду между божиею дщерию натурою и между невестою
христовою
церковью. Сверх того препятствует изысканиям, полезным человеческому обществу,
кои кроме благоговения, происходящего к творцу от размышления о
твари, подают
нам способы к умножению временного блаженства и сильные споможения государям к
приращению благосостояния народов, свыше им порученных.
§ 167
Кто в таковые размышления
углубляться не хочет или не может и не в состоянии вникнуть в премудрые
естественные дела божий, тот довольствуйся чтением священного писания и
других книг душеполезных, управляй житие свое по их учению. За то получит от
бога благословение, от монаршей власти милость, от общества любление. Прочих
оставляй он также в покое услаждаться притом и премудрым божеским строением
вещей натуральных для такой же пользы, какую он получает и получить уповает.
§ 168
Всем упражняющимся в науках
известно, что правила, хотя даны быть могут без изъяснений, однако далече не
так тверды и уверительны, как с показанием их основания, через что приносят
несравненно больше пользы. Так и наука о минералах и о прииске рудных мест
много должна быть понятнее с показанием происхождения минералов, для чего
они