прежде оного, простирался в длину с
востока от реки
Дона я Оки на запад до Иллирика и до реки Албы, а шириною с полудни от Черного
моря и от реки Дуная до южных берегов Варяжского моря, до реки Двины и до
Бела-озера; ибо им говорили чехи, лехи, морава, поморцы или
померанцы, славяне
по Дунаю, сербы и славенские
болгары, поляне, бужане, кривичи, древляне, новогородские
славяне, белоозерцы, суждальцы и проч. А чтобы славенский язык толь широко
распространился, надобно было весьма долгое время и многие веки, а особливо
что славенский язык ни от греческого, ни от латинского, ни от другого какого
известного не происходит; следовательно, сам собою состоит уже от самых
древних времен, и многочисленные оные славенские народы говорили славенским
языком еще прежде рождества христова. Во времена Августовы и после назывались
сии народы у греков и латин вообще сарматами и разделялись на другие, меньшие
земли, между которыми и роксолане полагались и назывались именно сарматским
народом. * А понеже из вышеписанного явствует, что славяне и сарматы был один
народ (первым именем сами себя издревле от славных дел называли, а другим
именем от греков и латин именовались), то следует, что и роксолане были
славяне ж и говорили языком славенским. И так понеже народ российский с
народом роксоланским есть одного имени, одного места и одного языка, то
неспоримо есть, что российский народ имеет свое происхождение и имя от
роксолан древних. Ибо никоею мерою статься не может, чтобы великий и сильный
народ роксоланский вдруг вовсе разрушился, а после бы на том же месте, того
же имени и того же языка сильный же народ вдруг проявился, а не был бы с
первым одного происхождения.
Здесь примечания
достойно, что
господин Миллер выше-писанные о роксоланах свидетельства древних авторов, то
«сть Страбоновы, Тацитовы и Спартиановы, пропустил вовсе,
* О сем согласно пишут старые в новые
географы. Смотри
Целла-рия, том I, кн. 2, гл, б.