же реки Немени
назывались неменьцы
или немцы. А понеже Пруссия была с
варягами-русью в соседстве к западу и одного славенского языка (как уже выше
упомянуто и ниже сего явствовать будет), то недивно, что от новгородцев
руссы и пруссы за одно почитались. И самое звание пруссы (Borussi) или порусы
показывает, что
пруссы жили по руссах или подле руссов. Древние пруссы имели у себя
идола, называемого
Перкуна* которому они неугасимый огонь
в жертву приносили. Сей Перкун именем и жертвою тот же есть, что Перун у
наших руссов, которого почитали, в поганстве будучи, российские князья
варяжского рода. Сие согласие подтверждает сходство обычаев у варягов-руссов и
у пруссов, а следовательно, и ближнее их соседство и почти единство
показует. Имя Перун есть славенское и происходит от глагола перу (ferio, purgo
— ударяю, очищаю), яко бы
оный мнимый бог огнем своим ударял и очищал. Из сего весьма вероятно
кажется, что
варяги-русь и пруссы говорили языком славенским. О варягах сие доказывают
следующие доводы: 1) Прежде Рурика и в его время, когда по выше-показанному
народ и язык славенский весьма уже широко распространялся, тогда от Голстинии
до устья реки Двины, по южному берегу Варяжскому живущие народы говорили
языком славенским, чего еще и ныне имеются довольные и явственные знаки, то
есть имена не токмо деревень, городов, рек, но и целых земель. А варяги-
русь
жили на тех же берегах, следовательно, говорили языком славенским. 2) Сие
подтверждается тем, что около того места, где жили варяги-русь, и теперь еще
говорят курландцы языком, от славенского происходящим, и тем показывают, что
они суть остатки от варягов-руси. 3) Нестор Печерский говорит ясно, что
славенский и русский язык едино есть. ** 4) Если бы варяги-русь были языком
своим от славян так отменны, какую
*
Гарткнох в Новой и старой
Пруссии. ^ страницы 30, 131, 160. ** Лист 16 на обороте.