Наконец, почитались у них Черн бог и
Бел бог: первый
добрый, другой злой. Сверх всех сих идолов, обоготворялись огни, которые по
разным местам неугасимо горели. Многие воды, ключи и озера толь высоко
почитались, что с глубоким и благоговейным молчанием черпали из них воду. Кто
противно поступал, казнен был смертию. Такое озеро обоготворялось на острове
Ругене, в густом лесу, называемое Студенец, которое хотя весьма изобиловало
рыбою, однако
. оныя не ловили для почтения
мнимой святости. При всем сем почитали змей как домашних богов и наказывали
тех, которые им вред наносили. В приношении жертвы Святовиду изъявляли
превеликое почитание. После жатвы собирался весь народ перед его капище для
препровождения великого празднества, где били скота на жертву, и для знатного
идольского пирования за день перед праздником должен был сам жрец прежде
приношения жертвы и служения чисто выместь капище. Следующего дня, в самый
праздник, при собрании народа перед дверью капища, взяв из руки идольской
рог с вином, чем за год был наполнен, прорицал о плодородии будущего
года. Ибо
ежели вина в роге не много убыло, почиталось плодородия признаком. В
противном случае изобилия плодов не надеялись. По сем выливал жрец вино из
рога перед ногами Святовидовыми и наливал в него новое* пил за его здоровье и
просил, чтобы людям своим и отечеству подал изобилие, богатство и победу над
неприятельми. Выпив рог вина, наполнял снова и отдавал идолу в руку. Потом
приносили в жертву великие круглые хлебы из муки и из меду, которые жрец
поставив между собою и народом, молился о изобильной жатве будущего
года. Потом
благо-
словлял народ именем
Святовидовым, увещал к
прилежному приношению жертвы и обеіцал в воздаяние" победу на врагов
. по
морю и по суху. По сем препровождался день в ядении , и питии, и за стыд
почитали, ежели кто не напился допьяна. Каждый человек в год сему идолу
третию часть своей хищной
. . добычи
долженствовал принести в жертву. Триста конных