называют, далече простиралась от
Белого моря вверх, около
Двины реки, и был народ чудской сильный, купечествовал дорогими звериными
кожами с датчанами и с другими нормандцами. В Северную Двину-реку с моря
входили морскими судами до некоторого купеческого города, где летом бывало
многолюдное и славное торговище: без сомнения, где стоит город Холмогоры, ибо
город Архангельской едва за двести лет принял свое начало. Народ почитал идола
Иомалу, что на ливонском, финском и на других чудских диалектах бога
значит. Явствует
сие из Стурлезона, * где описывает езду Торета некоего и Карла в Двину-
реку, кои,
будучи от короля своего Олава, проименованием Святого, посланы в Би-армию
для торгу, присовокупили к тому татьбу: ограбили золото и серебро из
кладбищ, сорвали
с деревянного Иомалы дорогое ожерелье и взяли серебряную чашу с деньгами. Сию
древность тамошней чуди доказывают и поныне живущие по Двине чудского рода
остатки, которые через сообщение с новогородцами природный свой язык позабыли.
В показанном состоянии Пермия была около времен великого князя Владимира
Первого и еще много прежде при Гаральде Пулхрикоме, во дни самых первых князей
варяжских.
Финляндия в те же веки была весьма
сильна и своими
владетельми управлялась. ** Вайланд, Свегдеров сын, король шведский, около
времен первого христианского веку женился у короля финского Сния на дочери
Дриве, от которой родился ему сын Висбур. Подобно и Агн, Дагонов
сын, плененного
финского князя именем Фростона дочь Скиалву имел в супружестве, *** которая
после, заманив мужа в свое отечество, коварным образом сонного убила, отца
своего смерть отмщая. Нападениям на их землю финны храбро
сопротивлялись. Победили
Олава проименованием Святого.
* Том I, часть 7, гл. 143. 36
*
Стурлез.
, том I, часть 1, гл. 16.
* Он же, тоы I, кн. 1, гл. 22.