Колоксава; равно как сходствующие
скифские и чудские
речения и обстоятельствам соответствующие подают всему неодолимую вероятность
и не оставляют сомнения, что чудские поколения суть от рода подлинных древних
скифов, ныне по большой части Российской державе покоренные или уже из давных
времен в един народ с нами совокупленные. Из сего следует, коль велика
древность и слава чудского племени.
Рассмотрев единство свойственно
называемых скифов, с
чудью, безопасно употреблять можем одно именование их вместо другого, из
которых свойственнее то, которое сему народу наложили древние наши славенские
предки.
Геродот, первый и
обстоятельный описатель* чудского происхождения и древних преселений и
разделений, зачинает известия с помянутой выше сего басни о Таргитае, о трех
его сынах и о меньшем Колоксае, получившем в наследие опущенные с неба золотые
орудия купно со владением» Потом утесненные военными нападениями скифы от
масса-гетов принуждены были выгнать циммерской народ из пределов
европейских. Гонясь
за ним под предводительством, царя Мадия, сына Прототиева, вошли в
Мидию, где
тамошние жители вступили со скифами в сражение и, быв от них
побеждены, владения
над Азиею лишились, которую скифы одержали. Оттуду прямо в Египет путь
предприяли. И как уже вошли в Сирию и в Палестину, Псаммитих, царь
египетский,
вышел им навстречу, дарами и прошениями утолил стремление, чтобы далее
походом не простирались. Скифы поворотясь много насилия чинили на пути
обратном и разграбили храм Венерин в Аскалоне. Но пришедших в Мидию-
Киаксар, царь
знатнейших скифов, созвав на великое пиро-вание и напоив, побил всех
сонных, а
прочих выгнал из Мидии военною силою. Скифы, по двадцатиосьмилетнем владении
в Мидии и по толь же долгом отсутствии от жен, ,