когда к своим жилищам в
Циммерию приближились, встретили их вооруженные рабы и рабские взрослые дети,
от жен их в небытность мужей прижитые. По нескольких сражениях, не возмогши
преодолеть, наконец, пошли на них без военного оружия с одними бичами, что
рабы увидев и вообразив свое прежнее холопство, оробели и пустились в бегство.
Итак, скифы утвердились на прежних своих жилищах. Сие повествование надлежит
больше до скифов, номадов называемых; прочие их поколения, по широким полям
обитая, сим походам не были причастны. Знатнейшие из них у Геродота, описаны
кратко.
Будинцы были
весьма сильны и
многочисленны; глаза синие, волосом черны. * Город их, называемый Гелон, из
дерева построен, которого каждый бок длиною был по тридцати стадий. В нем
стояли деревянные храмы, капища и идолы греческие, затем что гелонские жители
были греки, смешанные с будинскими скифами, и язык употребили, смешанный с
бу-динским. Упоминаются у Геродота** также скифы, которые от самовладетельных
государей управлялись; наз[ы]вались королевскими, обитали около вершин реки
Дона.
Многие скифские поколения и
преселения довольно можно видеть из описателей разных веков. Здесь по нашему
намерению невместны, ибо оное простирается больше, чтобы показать древних
родоначальников нынешнего российского народа, в которых скифы не последнюю
часть составляют. Рассуждая мидские войны и смешения со скифами, ясно
понимаем, что уже и тогда чудь со славянами в один народ по некоторым местам
соединилась. После того в первые христианские времена и в средние веки еще
много больше меж ними совокупление воспоследовало, чему прилагаются некоторые
здесь примеры. По всем историографам известно, что гунны вышли из Азии от
стран, к Каспийскому и к.
* Геродот в
Мелпомене, ** Там же.