народом, приобыкшим
добровольно повиноваться, каков был Рурик с варягами-россами.
Оскольд и Дир в полянех
самодержавство начали, которое
потом Ольгом укрепилось. Христианская вера завелась там еще прежде сих князей
от варягов-россов, ходивших к Царюграду ближайшим путем, Двиною мимо Полоцка,
который между самыми древними городами славенского северного обитания
считаться должен. * Оскольд едва и сам не крестился ли в Греции, затем что в
Киеве построена была издревле над ним церковь святого Николая. Притом же
Кедрин свидетельствует, что из первых россов, приходивших войною к Царюграду,
по своем несчастии многие приняли закон христианский.
На севере
новгородцы, по
разорении от угров и по великой моровой язве собравшись, предводительством и
правлением благоразумного старейшины Гостомысла** приведены были в цветущее
состояние. После смерти его давали дань варягам и, как видно из Нестора, были
от них некоторым образом управляемы, ибо говорит он, что пришли варяги за
данью. Новогородцы им отказали и стали сами собою правительствовать, однако
впали в великие распри и междоусобные войны, восстая один род против другого
для получения большинства. Наконец, по завещанию Гостомы-слову согласясь
между собою и купно с чудскими ближними народами, выбрали и призвали Рурика с
братьями к себе на княжение, сказав: „Земля наша велика и всем
изобильна, одного
только лишена суда и расправы, который вы утвердите". *** На сие
прошение едва они преклонились, ведая их непостоянство и с грубостию
соединенное своевольство.
* Саксон Грам. , кн. 2.
* Новгородский летописец. *»
* 6470 года. а