Таким образом, по единой
крови и по общей пользе согласные между собою государи, в разных местах
утвердясь, шатающиеся разномысленных народов члены крепким союзом единодушного
правления связали. Роптать приобыкшие новгородцы страшились Синеусова
вспоможения Рурику, ибо он обладал сильным белозерским чудским
народом, называемым
весью. Трувор, пребывая в близости прежнего жилища, скоро мог поднять
варягов к собственному и братей своих защищению. Итак, имея отвсюду взаимную
подпору, неспокойных голов, которые на избрание Руриково не
соглашались, принудили
к молчанию и к оказанию совершенной покорности, так что, хотя Синеус по
двулетном княжении скончался и Трувор после него жил недолго, однако Рурик в
великий Новгород преселился и над Волховым обновил город.
Единоначальствуя над многими
землями, роздал боярам
своим городы и области для управления и отпустил их с роды своими и со многими
россами, особливо ж в Полотск, в Ростов и на Бело-озеро, дабы
россы, соединясь
со славянами и с чудью, один народ составили и тем бы укрепили общую тишину с
его владением.
Видя Руриков разум
и мужество,
некто знатный новгородец, именем Вадим, человек, склонный к общенародному
прежнему владению, и сам желал быть, повидимому, в том участником или еще и
главным, советовал с единомышленниками своими, как бы избыть от росской
власти. * И, уповая на свою у новгородцев важность и на сообщников, говорил
не закрытно, что Рурик пришел привесть их россам в рабство и в роды родов
утвердить самодержавство. Услышав сии возмутительные речи и узнав
умышление, Рурик
Вадима с главными сообщниками предал смерти. И так иных грозою к боязни, иных
властию к послушанию, иных правосудием и милостию к люблению приведши, на
владении утвердился непоколебимо.
* Новгородский летописец.