и святым крещением
сочетавается христовой церкви, преиме-новавшись Еленою.
Маловероятное
обстоятельство
при крещении сея государыни повествует Нестор, то есть о пленении любовию
греческого
царя к Ольге, и что он перехищрен ею был приятием от купели, дабы после не
мог требовать как восприемник с нею супружества. Ежели сие было подлинно, то
много верить мы должны: первое, что Ольга, после сочетания с Игорем прожив
пятьдесят два года, могла еще прельстить царя красотою; второе, что царь
греческий и его бояре такие невежды и толь недогадливы и, словом, простаки
были больше, нежели древляне, затем что о ближнем кумовстве, супружеству
препятствующем, не могли вспомнить. Обстоятельства по возвращении Ольгине в
Киев, Нестором показанные и другими писателями яснее изображенные, * о том
рассуждать принуждают, что то учинено было Ольге в насмешку. Ибо царь
греческий от просвещенной крещением и в Киев возвратившейся Ольги посольством
требовал обещанных даров: воску, бельих мехов, рабов и войска за его дары в
благодарность. Ольга ответствовала, что царь ее обидел, коварствовав ея
старости. За дарами бы пришел сам и постоял бы у ней в реке Почайной, как она
стояла у него в купели. С таким ответом послы тщетно возвратились.
Святослав, не внимая закону, в
едино военное дело
всем желанием вникнул. Однако не запрещал своим подданным креститься; крещеных
держал в презрении и посмеянии. Матери своей не отнял власти, проезжая
российские пределы, особливо ж Псковскую область, ея родину, обращать народ
в закон христианский, ставить кресты и молитвенные домы. . Совокупление
храбрых воинов и сильных полков почитал самым лучшим своим веселием. Перелетал
неприятельские земли наподобие орла и ударял на них леопардовым стре—