lomonosov-ps06

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 6 ТРУДЫ ПО РУССКОЙ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ И ГЕОГРАФИИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 6
ТРУДЫ ПО РУССКОЙ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ И ГЕОГРАФИИ
стр. 238


Глава 7

О КНЯЖЕНИИ ВЛАДИМИРОВЕ ПРЕЖДЕ КРЕЩЕНИЯ

Самодержавного своего в России государствования Вла­димир полагает начало, * мнимым благочестием по древнему предков многобожию, однако и заблуждением показует в себе способность к приятию веры в единого истинного бога. Его повелением поставлен в Киеве перед двором теремным, на высоком холме главный идол Перун, деревянный с се­ребряною головою и золстым усом. Жертва приносилась — огонь неугасимый. За угашение, небрежением случившееся, жрецы смертной казни предавались. Сей богом грома и мол­нии почитавшийся Перун был Зевес древних наших пред­ков.

Меньших богов Нестор именует: Хорса, Дажбога, Стри-бога, Семаргла, Мокошь, не показав знаменования и припи-сыванной им от идолопоклонников силы и власти. По Пе­руне имел Волос первое место, коему покровительство скота приписывалось (рачение о скотопасстве большее, нежели у римлян, нижним божкам оное препоручившим); Погвизд, Похвист или Вихрь — бог ветра, дождя и вёдра, Еол россий­ский; Лада (Венера), Дида и Лель (купидоны), любви и бра­ков покровители, толь усердно от древних предков наших почитались, что оттуда и поныне в любовных простых пес­нях, особливо на брачных празднествах, упоминаются со многим повторительным восклицанием.

Купалу, богу плодов земных, соответствующему Цересе и Помоне, праздновали перед началом сенокоса и жатвы в двадцать четвертый день июня. Остатки сего идолопоклон­ства толь твердо вкоренились, что и поныне почти во всей России ночные игры, особливо скакание около огня, в вели­ком употреблении; и святая Агриппина, которой тогда

* 981 год. Нестор. 1

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика