Глава
7
О
КНЯЖЕНИИ ВЛАДИМИРОВЕ ПРЕЖДЕ
КРЕЩЕНИЯ
Самодержавного своего в России
государствования Владимир полагает начало, * мнимым благочестием по древнему
предков многобожию, однако и заблуждением показует в себе способность к
приятию веры в единого истинного бога. Его повелением поставлен в Киеве перед
двором теремным, на высоком холме главный идол Перун, деревянный с серебряною
головою и золстым усом. Жертва приносилась — огонь неугасимый. За
угашение, небрежением
случившееся, жрецы смертной казни предавались. Сей богом грома и молнии
почитавшийся Перун был Зевес древних наших предков.
Меньших богов Нестор именует:
Хорса, Дажбога, Стри-бога,
Семаргла, Мокошь, не показав знаменования и припи-сыванной им от
идолопоклонников силы и власти. По Перуне имел Волос первое место, коему
покровительство скота приписывалось (рачение о скотопасстве большее, нежели у
римлян, нижним божкам оное препоручившим); Погвизд, Похвист или Вихрь — бог
ветра, дождя и вёдра, Еол российский; Лада (Венера), Дида и Лель
(купидоны), любви и браков покровители, толь усердно от древних предков
наших почитались, что оттуда и поныне в любовных простых песнях, особливо на
брачных празднествах, упоминаются со многим повторительным восклицанием.
Купалу, богу
плодов земных, соответствующему
Цересе и Помоне, праздновали перед началом сенокоса и жатвы в двадцать
четвертый день июня. Остатки сего идолопоклонства толь твердо
вкоренились, что
и поныне почти во всей России ночные игры, особливо скакание около огня, в
великом употреблении; и святая Агриппина, которой тогда
* 981 год. Нестор. 1