Жиды не почтены были
сего
достойными, по всевышнего суду лишенные царства и свободного богослужения.
Проходя многие
земли и городы
и с великим тщанием и исполняя Владимирово повеление, посланные рассматривали
разные веры. Наконец, когда в Киев как богатые купцы, с великим прибытком
от довольной купли познания возвратились, при собрании знатнейших
бояр, летами
и благоразумием почтенных, спросил у них Владимир верного изъявления о
каждой испытанной вере не слухом, но зрением. Согласно ответствовали, что „у
болгар видели служение весьма скучное и печальное: в пустой и ничем не
украшенной
мечети стоят без пояса; поклонясь садятся изумленным лицем и, как
обуявшие, оглядываются
на стороны. Не приводит сердца в радостное умиление неистовая их вера и
усердия к богу не возбуждает. В Риме хотя устав службы уставнее, однако нет
такого благочиния, благогласного пения и украшения церковного, как у
греков. Когда
мы достигли Царяграда и введены были во храм Софийский, созданный великим
царем Юстинианом в славу божией премудрости, великолепным украшением, златыми
утварьми, драгоценным одеянием, благоуханием и сиянием возженных светильников,
благочинным и усердым молением, громким и согласным пением
восхищенные, чаяли,
что нас некоторая божественная сила поставила в пресветлых селениях небесных*
Мы, великий государьf насладясь такового сияния, не можем больше в
здешней
тьме остаться, но желаем и просим дать нам свободу принять в Греции
гражданство и веру".
К окончанию их
речи бояре
присовокупили: „Если бы вера греческая не была толь преславна, не приняла бы
оныя бабка твоя премудрая Ольга". Владимир спросил: „Где же примем
крещение?"—„Где тебе, государь, угодно", —все ответствовали
единогласно.
Некоторые пишут,
* что послан был от Владимира в разные земли некто половчанин
Иван Смирам, который,
про*
Андрей Вышоваты. 78