безвременному и незрелому
рождению. Для того должно венчающим священникам накрепко подтвердить, что[б]
они, услышав где о невольном, сочетании, оного не допускали и не венчали под
опасением лишения чина, жениха бы и невесту не тогда только для виду
спрашивали, когда они уже приведены в церковь к венчанию, но несколько прежде.
3
Хотя больше одной жены вдруг
иметь в нашем законе не позволяется, однако четвертая после третьей смерти в
наших узаконениях не заказана, кроме того, что некто Арменопул, судья
солунский, заказал приватно, положась, как уповаю, на слова
Назианзиновы:3
„Первый брак закон, вторый прощение, третий пребеззаконие". Но сие
никакими соборными узаконениями не утверждено, затем что он сие сказал как
оратор, как проповедник, а не как законодавец, и, невзирая на слова
великого сего святителя, церковь святая третий брак благословляет, а
четвертого запрещение пришло к нам из Солуня, а не от вселенских соборов или
монаршеских и общенародных узаконений. Сие обыкновение много воспрещает
народному приращению. Много видал я вдовцов от третьей жены около 30-ти лет
своего возраста, и отец мой овдовел в третий раз хотя 50-ти лет, однако еще в
полной своей бодрости и мог бы еще жениться на четвертой. Мне кажется, было
б законам непротивно, если бы для размножения народа и для избежания
непозволенных плотских смешений, а от того и несчастных
приключений, четвертый,
а по нужде и пятый брак был позволен по примеру других христианских
народов. Правда,
что иногда не без сомнк-тельства бывает, все ли происходило натурально, когда
кто в третий и притом в немногие годы овдовеет, и не было ли какого потаенного
злодейства? Для сего лицо, требующее четвертого или пятого брака, должно
представить в свидетели соседей или, еще лучше, родственников по
первым