супружествам, что в оных
поступки его были незлобны и беззазорны, а у кого окажутся вероятные знаки
неверности или свирепости, а особливо в двух или во всех трех
супружествах, тем
лицам не позволять четвертого брака.
4
Вошло в обычай, что натуре
человеческой противно (противно ли законам, на соборах положенным, не помню),
что вдовых молодых попов и дьяконов в чернцы насильно постригают, чем к
греху, а не ко спасенью дается повод и приращению народа немалая отрасль
пресекается. Смешная неосторожность! Не позволяется
священнодействовать, женясь
вторым браком законно, честно и благословенно, а в чернечестве
блуднику, прелюбодею
или еще и мужеложцу литургию служить и всякие тайны совершать дается
воля. Возможно
ли подумать, чтобы человек молодой, живучи в монашестве без всякой
печали, довольствуясь
пищами и напитками и по всему внешнему виду здоровый, сильный и тучный, не
был бы плотских похотей стремлениям подвержен, кои всегда тем больше
усиливаются, чем крепче запрещаются. Для сих причин кажется, что молодым
вдовым попам и дьяконам надобно позволить второй брак и не постригать прежде
лет пятидесяти или, сняв чин священства, позволять быть мирскими
чинами. Сюда
ж надлежит и пострижение молодых людей прямо в монахи и монахини, которое хотя
в нынешние времена и умалилось пред прежним, однако еще много есть излишества,
особливо в Малороссии и при синодальных
школах. Взгляды, уборы, обходительства,
роскоши и прочие поступки везде показывают, что монашество в молодости ничто
иное есть, как черным платьем прикрытое блудодеяние и содомство, наносящее
знатный ущерб размножению человеческого рода, не упоминая о бывающих
детоубивствах, когда законопреступление закрывают злодеянием. Мне
кажется, чго
надобно клобук запретить мужчинам до 50, а женщинам до 45 лет. 25*