5
Вышеписанное касалось больше
до обильнейшего плодородия родящих; следующее надлежит особливо до сохранения
рожденных. Хотя запрещением неравного и насильного супружества, позволением
четвертого и пятого брака, разрешением к супружеству вдовых попов и дьяконов и
непозволением до указанных лет принятия монашеского чина несомненно
воспоследовать может знатное приумножение народа и не столько будет
беззаконнорожденных, следовательно, и меньше детского душегубства, однако по
разным случаям и по слабости человеческого сложения быть тому
невозможно, чтобы
непозволенным сластолюбием или и насильством обременная женщина, не хотя быть
обесславлена, не искала бы способов утаить своего беззакония и
несчастия, отчего
иногда в отчаянии матери детей своих убивают. Для избежания столь ужасного
злодейства и для сохранения жизни неповинных младенцев надобно бы учредить
нарочные богаделенные домы для невозбранного зазорных детей приему, 4
где богаделенные старушки могли б за ними ходить вместо матерей или бабок; но
о сем особливо, в письме о исправлении и размножении ремесленных дел и
художеств.
6
Следуют сему
младенческие
болезни, изнуряющие и в смертные челюсти повергающие начинающуюся жизнь
человеческую, из которых первое и всех лютейшее мучение есть самое
рождение. Страждет
младенец не менее матери, и тем только разнится их томление, что мать оное
помнит, не помнит младенец. Коль же оно велико, изъявляет Давид
пророк, ибо,
хотя изобразить ужасные врагов своих скорби, говорит: „Тамо болезни яко
рождающия" (сиречь женщины). Проходя болезненный путь в прискорбный и
суетный свет, коль часто нежный человек претерпевает великие повреждения, а
особ