Я к вам обращаюсь, великие учители и
расположители
постов и праздников, и со всяким благоговением вопрошаю вашу святость: что
вы в то время о нас думали, когда св. великий пост поставили в сие время?
Мне кажется, что вы, по своей святости, кротости, терпению и праводушию
милостивый ответ дадите и не так, как андреевский протопоп Яков9
делал, в церкви матерно не избраните или еще, как он с морским капитаном
Яньковым в светлое воскресение у креста за непоцелование руки поступил, в
грудь кулаком не ударите. Вы скажете: „Располагая посты и праздники, жили мы
в Греции и в земле обетованной. Святую четыре-десятницу тогда содержать
установили, когда у нас полным сиянием вешнего солнца земное богатое недро
отверзается, произращает здоровыми соками наполненную молодую зелень и воздух
возобновляет ароматными духами; поспевают ранние плоды, в пищу, в
прохлаждение и в лекарство купно служащие; пению нашему для славословия божия
соответствовали журчащие ручьи, шумящие листы и воспевающие сладкогласные
птицы. А про ваши полуночные стороны мы рассуждали, что не токмо там нет и не
будет христианского закона, но ниже единого словесного обитателя ради великой
^тужи. Не жалуйтесь на нас! Как бы мы вам предписали есть финики и смоквы и
пить доброго виноградного вина по красоуле, 10 чего у вас не
родится? Расположите, как разумные люди, по вашему климату, употребите
на пост другое способнейшее время или в дурное время пользуйтесь умеренно
здоровыми пищами. Есть у вас духовенство, равную нам власть от Христа
имеющее вязати и решити. Для толь важного дела можно в России вселенский собор
составить: сохранение жизни толь великого множества народа того стоит. А
сверх того, ученьем вкорените всем в мысли, что богу приятнее, когда имеем в
сердце чистую совесть, нежели в желудке цынготную рыбу, что посты учреждены
не для самоубивства вредными пищами, но для воздержания от излишества что
обманщик, грабитель, неправосудный, мздоимец,