ные
Статы и принц Оранский
сами вступили в сие дело, чтобы не токмо проход сыскать, но и купечество
учредить, , где только жителей найдут. Предводительство сего вторичного
предприятия препоручено было славному географу Петру Планкцию, который тому
сочинил план и карту. Флот соору-жили из семи кораблей: два из Амстердама, два
из Зееланда, два из Екгузена, седьмая яхта из Роттердама для подания вести в
Голландию, когда флот пройдет льды и до Табин-ского мыса (так Чукотский нос
называли) достигнут. Баренс назначен предводителем на самом большом из двух
кораблей, что отправлены из Амстердама, и в помощники ему дан Яков Гемскерк.
§ 25
Сей флот выступил из Текселя
2-го числа июня и миновал Норвежский берег, достигли в близость Вайгаческого
пролива на 70-м градусе ширины, где встретил их мелкий лед безопасный, но в
самом проливе был толь густ, что не позволял отнюдь проходу. Для того зашли
в губу, по их называемую Квербухт. Из оной по сухому пути ходили некоторые
на восток несколько миль и, усмотрев чистое место на море, чаяли, что
Сибирский океан открыт, и для того всячески стали сквозь Вайгач пробиваться, а
особливо что видели российских промышленников с моржовым салом, зубами и с
солеными гусями, вышедших из Карского моря, у коих выспросили нужные
обстоятельства. Сверх сего случившиеся на берегу самоеды обнадежили их, что
ежели кто обойдет мыс, лежащий к норд-осту на пять дней ходу, то найдет
широкое открытое море, склоняющееся к полудни. Несмотря на сии благонадежные
ободрения, рачение их было бесполезно, ибо множество льдов, подводных
камней в Карском море, также и худая погода осенняя, затем что уже сентябрь
застиг, не допустили их за Вайгач к востоку больше ста верст, откуда, не
получа желаемого успеха, в Голландию возвратились.