Сибирский океан в
летние
месяцы от таких льдов свободен, кои бы препятствовали корабельному ходу и
грозили бы опасностью быть мореплавателям затертым; 2) что самый лучший проход
упователен мимо восточно-северного конца Новой Земли к Чукотскому носу, сперва
пустясь в норд-ост, потом склоняясь к осту и зюду-осту, как следует держась
дуги величайшего на сфере земной круга; 3) что возможен проход между
Гренландиею и Шпицбергеном, в некотором отдалении от берегов Северной Америки
для меньшего множества льдов, как выше означено, который путь хотя и
отдаленнее, однако тем кажется быть способнее, ежели, как
чаятельно, тамошний
океан, обращаясь около полюса, способен будет течением в пути к Чукотскому
носу; 4) когда бог благоволит споспешествовать открытие сего неведомого и
почти нечаемого доныне мореплавания, то, уповательно, обратный ход будет
способнее около Новой Земли, в надлежащем отдалении от берегов сибирских по
воде и по ветрам, как, напротив того, по-за Шпицбергеном и по-за полюсом
мореплавание к Чукотскому носу и далее в Индию и Америку. 23
Глава четвертая
О ПРИУГОТОВЛЕНИИ К
МОРЕПЛАВАНИЮ СИБИРСКИМ ОКЕАНОМ
§ 84
Приуготовляясь к
сему важному
предприятию, должно рассуждать четыре главные вещи особливо: 1) суда, 2)
людей,
3) запас, 4) инструменты.
§ 85
В
судах
требуется, чтобы они были невелики, легки, крепки, поворотливы, прито
м
не совсем новы, для того чтобы оных в ходу удобность и свойства несколько
искус-31*