ством изведаны
были, что в
одно лето освидетельствовано быть может; и для того можно к сему выбрать и
купить из готовых купецких и промышленных судов у Архангельского порта.
24
Такие суда кажутся потому быть довольны, что артиллерийский снаряд в сем
предприятии не нужен, кроме сигнальных небольших пушек.
§ 86
Главных судов число
больше
трех не нужно: одно больше двух прочих для главной команды, да два легче и
меньше для рассылки с главного пути в стороны для наблюдения земель, льдов и
других обстоятельств. Суда обшить должно досками против льдов, как
обороняются в Индии от червей.
§ 87
Кроме ботов и
шлюпок, на
каждом судне должно быть по два или по три торосовых карбасков, какие на Белом
море при ловле тюленей промышленники употребляют и на них далече от берегов по
льду и по воде ходят, затем что для легкости волочить их весьма удобно. Для
запасу и для укромности можно заготовленные к тому доски положить в интрюме и в
случае нужды, ежели другие потеряются, новые вскоре сшить и употреблять
способно будет.
§ 88
Правление сего
мореплавания
поручить офицеру от флота искусному, 25 бывалому, особливо в
Северном море, у которого есть осторожная смелость и благородное
честолюбие. Ему
подчинить по пропорции всей команды офицеров и унтер-офицеров, а особливо
штурманов, также и гардемаринов, из которых было бы на всяком судне по два
или по три человека, знающих брать астрономические наблюдения для длины и
ширины, в чем их свидетельствовать в Морском кадетском корпусе и в Академии
Наук. 26