2
Между тем, когда
погода
дозволяет, двум меньшим судам можно от главного отходить в стороны по
рассуждению
обстоятельств для осмотру по сторонам земель, островов тл льдов, и
стараться, чтобы
всегда к вечеру быть вместе. 1
Во время бури, ночи, тумана или
оказавшихся немалых
льдов не разлучаться и притом, съезжаясь на один главный корабль, часто между
собою советовать.
З6
На всякий
случай, когда
корабли в соединении, должно вместе главным командирам и штурманам сносить
журналы, хотя бы и на каждый день было, и по тому смотреть разность в
исчислении ходу.
Когда
назначением места все три сходствуют, то можно увериться, что оное определено
верно. Буде ж два согласны, а третий разнится, на двух надежнее утвердиться.
Когда ж все три разнятся, тогда должно смотреть, нет ли у кого каких
неисправностей, и по тому, положив общий пункт места, начать новое
исчисление.
При сем
строго наблюдать, чтобы лаг-лини были равного и сходного между собою размеру
на всех судах.
4
а Черновик А—рукою
И. Г. Чернышева добавлено для избежания разлучения. В последующие тексты не
вошло.
6 Черновик Б — пункт 3
вставлен дополнительно по
записке Ломоносова (см. Примечания).
|
При скором ходу по малой мере каждые два
часа (а чем
чаще, тем лучше) всходить на верх мачты с доброю подзорною трубкою и
осматривать кругом другие корабли и наблюдать земель, островов и льдов, а во
время ночи и в туман давать друг другу сигналы пушечными выстрелами или, еще
лучше, громкими шлагами, что при фейерверках с звездками упо-