scriptores, I, Mediolani, 1723 (Писатели истории Италии, т.
I, Милан, 1723), на которое ссылался в своих отчетах и которое брал из
Академической
библиотеки. Цитата приведена в акад. изд. , т. V, стр. 16& втор, пагин.
25
Стр.
38. Иорнанд, о гетах пишучи — сочинение Иорнанда (Jor-nandes) или
Иордана (jordar.
es) о готах под разными названиями (De rebus geticis seu Historia de
Gothorum, sive
De origine actibusque Geta-rum — История о происхождении и деяниях готов или
гетов)
было издано-несколько раз в XVI и XVII вв. ; вошло в собрание Л. А. Муратори
(т. I, 1723), текстом которого Ломоносов, вероятно, и пользовался. Цитата
приведена в акад. изд. , т. V, стр. 161 втор, пагин.
26
Стр.
38. Григорий Великий. . . к епископам в Истрию пишет — единичная
ссылка на Григория Великого, возможно, цитируется и переводится Ломоносовым
не по первоисточнику. Данное письмо находится среди „Тридцати шести писем к
архиепископу Салоникекому" в т. II Opera omnia (сочинений) папы Григория
I, многократно
издававшихся с XV в. В Библиотеке Академии Наук имеется издание
Бенедиктинского ордена, Париж, 1705. Цитата приведена в акад. изд. , т. V,
стр. 161 втор, пагин.
27 Стр. 39. нелепые сказки о богатырях и о
колдунах —
здесь
имеются в виду некритически использованные Миллером норвежские
саги Сноррѳ Стурлезона, изданные параллельно с латинским переводом
И. Перингскиольдом: Heims-Kringla aller Snorre Sturlusone Nordlandske
Konunga Sagor, sive Historiae septentrionalium a
Snorrono Sturlo-
nide, Stockholmiae, 1697 (Истории о северных королях. Стокгольм,
1697), в 2 томах, а также „История датчан" Саксона Грамматика (см. при-
меч. 2). Оба эти издания Ломоносов впоследствии брал из Академиче-
ской библиотеки.
III. [Замечания на ответы Миллера]
28 Стр. 44. Иордан, Происхождение славян —
имеется в виду J. Chr.
de Jordan. De originibus slavicis. Vindobonae, 1745 (О происхождении
славян. Вена, 1745), в 2 томах; издание имеется в Библиотеке Акаде-
мии Наук.
29 Стр. 49. у императора Романа допрашивали послов
из
племени
рюс; — здесь у Ломоносова смешаны сведения из двух различных
источников: о присутствии россов на приеме послов в 946 г. у визан-
тийских императоров Константина и Романа (Константин. О церемо-
ниях византийского дворца) и о приходе в 839 г. к Людовику Благо-
честивому вместе с византийскими послами людей из народа Rhos