А. Я. Хилкову; издано Г. Ф. Миллером,
М. , 1784); соответствующее место из Синопсиса приведено в акад. изд. , т.
V, стр. 182—183. В такой осторожной форме Ломоносов решительно отвергал
применение библейских мифов к истории.
И Стр. 180. Плиний, *
Нат. ист. , кн. б, гл. 7
и кн. 4, гл. 1 и гл. 11 — цитата приведена в акад. изд. , т. V, стр.
182 втор, пагин.
18 Стр. 180. Страбон** В Географ.
, кн. 7, ст. 218
—см. примеч. ^
к работе 3. Цитата приведена в акад. изд. , т. V, стр. 182 втор,
почин.
19
Стр.
180. по преданию Геродотову, *** В Мелпо[мене], стр. 115 —
Historiarum libri IX, musarum nominibus
inscripti (Девять
книг историй, названные именами муз) Геродота имелись во многих
изданиях. Цитата
из книги IV (Мельпомена) приведена в акад. изд. , т. V, стр. 183—184 втор,
пагин. ; цитаты к дальнейшему тексту из книги II (Евтерпа) и V (Терпсихора) —
на стр. 184 втор, пагин.
20
Стр.
181. в Страбоне, ** Географ. , кн. 11, стр. 343 —цитата приведена
в акад. изд. , т. V, стр. 184 втор, пагин.
21
Стр.
182. Нестор. . . , * Лист 16 на обороте —под Нестором Ломоносов
имеет в виду текст Повести временных лет в копии с так называемого
Радзивиловского или Кенигсбергского списка летописи, хранящейся в Библиотеке
Академии Наук (31. 7. 22) (см. примеч. 19 к ра. боте
3).
Определение Нестора как составителя
основной части
Повести временных лет было научно обосновано Татищевым (История Российская, ч.
1, кн. 1, гл. 5). Ссылки Ломоносова на Нестора
почти всегда совпадают с текстом указанной копии, за исключением
нижеследующей ошибочной ссылки на лист 2 об. , в действительности относящейся
к листу 3 об.
22
Стр.
182. Плиний объявляет. . . выговаривать трудно — цитата приведена в
акад. изд. , т. V, стр. 185 втор, пагин.
23
Стр.
182. у Птоломея. . . *** Географ. , кн. 3, гл. 5, таб. Евр. 7—
цитата приведена в акад. изд. , т. V, стр. 185—186. Соображения о
различном
произношении имени славян у древних авторов высказаны Ломоносовым и в
замечаниях на первый том „Истории Российской империи при Петре Великом"
Вольтера (см. работу 10, стр. 362). Ломоносов мог использовать
соответствующие указания в книге И. С. Ассемана Kaiendaria ecclesiae
universae,
t. I. Romae, 1750 (Календарь вселенской
церкви, т. I, Рим, 1750), которая была
им взята из Академической библиотеки. Во 2-й части первого тома (Origines
ecclesiasticae
Slavorum, Russorum, Mosco-vitarum, Bulgarorum — Происхождение
славянской, русской,
московской, болгарской церквей) имеются сведения о различном наименовании
славян
разными источниками.