Цесарь, ты
врагов сечешь
удобно, Имя в том делам твоим подобно. *0
Сюда ж
надлежит, что сказали
донские скифы великому Александру, который богом назывался: ежели ты бог, то
должен ты
смертных миловать, а не грабить. 81
§ 76
82
От действия и страдания
произведены быть могут замыслы: 1)
Когда вещи вымышленное действие или страдание приложено будет, н. п. : он
жалостным своим стенаньем
древа, валы и горы движет. 2) Когда от вещи противное действие
производится, н. п.
:
Чем ты дале
прочь отходишь, Грудь
мою жжет больший зной. Тем прохладу мне наводишь, Если ближе пламень твой.
83
3) Чрез переменение
действия на
страдание, а страдания на действие, н. п. : не Аякс сего ружья, но само
ружье Аякса требуете 4) Когда действие вещи другим полезно, а самой вредно
быть представляется. Так, говорит греческий король Улике у Овидия: вас
прошу, о греки, чтобы мой
разум мне не был вреден, который вам столько раз был полезен. 85 5)
Чрез предложение
невозможных действий, н. п. : прежде агниы волков ловить, а зайцы львов
терзать
станут, нежели твое желание сбудется. 6) Когда препятствия бессильными к
воспящению действия
представляются, н. п. : жадным победительским рукам не мог возбранить
пламень, чтобы
горящей Трои не расхищали. 7) Когда действие на самую
действующую вещь обращается, н. п. : Гомер, когда стихами своими других
избавлял от
забвения, тогда себя вечной памяти предал. 8) Когда действие тщетным
представляется, н. п. : он пращи и стрелы з&. гнилое дерево почитает.