склонно, прилежно
и понятно
оное слушали или читали. Для первого должен ритор вежливо и склонно оным свое
предприятие представить, для второго объявить, что он будет представлять о
вещи важной, нужной и полезной, для третиего ясно сказать свою тему или самую
материю, о которой он говорить или писать хочет.
§
116
Вступление сочинить может
ритор: 1) от места или времени, предлагая,
что ему в рассуждении оных говорить
должно, прилично, нужно, полезно, трудно
и пр. ; 2) от характера и свойств, которые слушатели имеют, похваляя их
добродетели; 3) от своего лица, объявляя
недостаток сил своих к тому слову, извиняя себя нуждою и пользою оного; 4) от
самой темы, когда ритор оную
пространно предложит; 5) от похвалы
автора, то есгь ежели тема есть сентенция святого или ученого человека, то
можно в самом вступлении оного похвалить; 6)
от примеров, девизов и пословиц; 7)
от призывания в помощь свою бога или святых его; 8) от внезапного приступления
к самой вещи, то есть когда ритор
начинает самую предлагаемую материю от какой-нибудь сильной и стремительной
фигуры. Так начал Цицерон речь свою против Каталины: Доколе будешь, Кати-
лина, во
зло употреблять терпение наше? 164 Всякое вступление должно быть
украшено тропами и
сильными фигурами, для того чтобы слушатели или читатели, оными
усладившись, самой
материи внимали и прилежно слушали. При сем должно остерегаться, чтобы
вступление было не весьма долго, и всегда помнить, что оно чем короче, тем
лучше.
§
117
По вступлении предлагается тема
кратко и ясно. А потом, если она нечто гисторическое или другое
что, истолкования
требующее, в себе заключает, присовокупляется истолкование, ко