нием, причем должно повторить
положенные в третьей части доводы, но весьма кратко и замысловато, к
чему служат правила, предложенные в пятой главе первыя части.
Глава вторая О
РАСПОЛОЖЕНИИ СЛОВ ПУБЛИЧНЫХ 169
§ 121
Публичные слова, которые в нынешнее время больше
употребительны,
суть: проповедь, панегирик, надгробная и академическая речь. Проповедь
есть слово священное, от духовной персоны народу предлагаемое, которого суть
два рода — похвальный и увещательный. Похвальные проповеди предлагаются в
прославление божие и в похвалу святых его на господские праздники й на память
нарочитых божиих угодников. Увещательною проповедию учит духовный ритор, как
должно христианину препровождать жизнь свою богоугодно.
§ 122
Все проповеди располагаются
обыкновенно по ординарной форме, в § 114—120 показанной. Пред вступлением
полагается приличный к самой предлагаемой материи текст из священного
писания, который
неправильно темою называют. Из сего сочиняют нередко проповедники вступления
своих проповедей, ибо когда он в себе заключает что-нибудь историческое, то
можно оное предложить пространно, присовокупив к нему причину, обстоятельства
и пр. А когда текст есть сентенция, то есть краткая нравоучительная речь, то
можно распространить от пристойных мест риторических.
§ 123
Штиль в духовном
слове должен
быть важен, великолепен, силен и, словом, материи, особе и месту приличен,
ибо священному ритору, о котором народ высокое мнение имеет, в божием