храме, где должно стоять с
благоговением и страхом, о материи, для святости своей весьма 'почитаемой, не
пристало говорить подлыми и шуточными словами. Но притом проповеднику
стараться
должно, чтобы при важности и великолепии своем слово было каждому понятно и
вразумительно. И для того надлежит убегать старых и неупотребительных
славенских речений, которых народ не разумеет, но притом не оставлять
оных, которые
хотя в простых разговорах неупотребительны, однако знамено-вание их народу
известно. 170
§ 124
Панегирик есть слово похвальное
высокий особы, места или действия достохвального. В похвале высокия особы
предлагаются похвальные жизненные свойства, которые она имеет, то есть: 1)
главные душевные свойства; 2) похвальные страсти, и. п.
, любовь, милосердие;
3) добродетели; 4) похвальные телесные свойства, н. п.
, красота, сила; 5)
приобретенные дарования, то есть науки, богатство, слава и пр. , что все в
§ 17а показано. В похвале места представлены бывают: 1) оного
материальные свойства, § 16 б; 2) примечания и похвалы, достойные
действия, которые на нем были и бывают; 3) ежели оно не натуральное, но
созданное, н. п. , город или храм, то можно присовокупить похвалу самого
основателя, то есть его труды, рачение и тщи-вость во иждивении; 4)
обстоятельства, то есть лежащие другие около места, реки, горы, поля, моря.
В похвале действия исчисляются все трудности и препятствия, от места и от
времени происходящие; представляется великость, польза и необходимая нужда
оного, и кратко все, что из мест риторических оному прилично, присовокупить
можно.
§ 125
а Цифра вписана рукой
Ломоносова. 6 Цифра вписана рукой Ломоносова.
|
Располагаются панегирики
по той же форме, которая выше
сего предложена, и только ту разность с увещательною пропове