дию
в рассуждении частей своих
имеют, что в них почти одно истолкование предлагается. Вступление должно быть
цветно и приятно, тропами, фигурами и витиеватыми речьми, как драгоценными
камнями, украшено; взято быть может почти изо всех мест риторических, а
особливо от времени, места, обстоятельств и от лица самого ритора. Тему в
панегирике приличнее предложить не просто, как в советовательных словах
бывает, но укра-шенно и витиевато, под какою-нибудь фигурою или смешанною
аллегориею, н. п. , если кто хочет похвалить славного владетеля, который
для пользы и благополучия своих подданных сносил великие труды, тот может в
теме своей предложить, что он похвалить хочет подданногоа монарха
или орла, малых птиц хранителя и питателя. Истолкование предлагается в
панегирике тремя образы: 1) когда прежде вообще показано будет, что похвалы
достойная особа, место или действие иметь должны, а потом присовокупляется
партикулярно, что похваляемая особа, место или действие все оное в себе имеют;
2) когда в похвале особы поступлено будет натуральным порядком
времени, исчисляя
все добродетели, которые она имела в младенчестве, в юношеском возрасте, в
мужестве и старости; 3) когда только самые знатнейшие свойства и добродетели
похвалены бывают. Утвержения особливого как части слова панегирики не требуют,
но вместо оного служат замысловато и пространно предложенные дела, свойства
и добродетели. Заключение должно в себе иметь побуждение к любви и почтению
похваленныя особы или места, к подражанию достохвального действия. Некоторые
заключают панегирик желанием и молитвою о благополучии похваленныя особы. Иные
обнадеживают оную о любви и почтении, которое к ней народ имеет. Иные
поздравляют тем, что она толикими добродетельми от бога одарованна.
§ 126
Штиль
в панегирике, а особливо в заключении, не меньше как и в
проповеди, должен
быть важен и великолепен и притом а Слово подданного вписано рукой
Ломоносова.