себя ладонь протягая, увещевают
и отсылают; приложив ладонь к устам, назначают молчание. Протяженною ж рукою
указуют; усугубленным оныя тихим движением кверху и книзу показывают важность
вещи; раскинув оные на обе стороны, сомневаются или отрицают; в грудь
ударяют в печальной речи;
кивая перстом, грозят и укоряют. Очи кверху возводят в молитве и
восклицании, отвращают
при отрицании и презрении, сжимают в иронии и посмеянии, затворяют,
представляя печаль и слабость. Поднятием головы и лица кверху знаменуют вещь
великолепную или гордость; голову опустивши, показывают печаль и унижение; ею
тряхнявши, отрицают. Стиснувши плечи, , боязнь, сомнение и отрицание
изображают.
§ 139
Больше всего должно
рассуждать
обстоятельства и персону, пред которою слово представляется, ибо проповедник
народу предлагает слово божие со властию, и для того имеет он больше вольности
употреблять в произношении голоса и тела движение. Но, напротив того, кто
читает речь похвальную пред высокою особою, тот в оных движениях должен
поступать весьма умеренно и как самою речью, так управлением голоса
показывать оной почтение, а особливо не должно много руками размахивать, но
лучше стоять прямо, тихо и благочинно.
§ 140
А чтобы в произношении не запнуться
или и совсем не стать, для того должен ритор речь свою твердо изусть
выучить, к
чему в некоторых риториках правила и способы предлагаются, однако,
по моему мнению, не приносят они никакой пользы, кроме того, что по той
те^рате, на которой речь сочинена, скорее оную вытвердить можно, нежели по
переписанной. Тот скорее и больше изусть выучить может, кто часто свои и
чужие слова изусть-учит.
Конец.