§ 3
Природные дарования разделяются
на душевные и телесные. Душевные дарования, а особливо3 остроумие
и память 6 к получению сего искусства толь необходимо нужны, как
добрая земля к посеянию чистого семени, ибо как семя на неплодной земли, так
и учение в худой голове тщетно есть и бесполезно. И для того Аполлоний
Алабенденский, славный в древних временах красноречия учитель, по
свидетельству Цицеронову, тех, которые от родителей своих к нему в училище
присылались, в самом начале учения природную остроту прилежно
рассматривал и которых приметил к тому быть неспособных немедленно назад
отсылал, чтобы они напрасными трудами себя не изнуряли. 5 Телесные
дарования, громкий и приятный голос, долгий дух и крепкая грудь в красноречии,
а особливо в произношении в слова упражняющимся очень
надобны; также
дородство и осан-коватыйг вид приличны, ежели слово пред народом
говорить должно.
§ 4
государь, великий
князь, милостивейший государь, в.
и. в. всенижайший и всеусерднейший раб Михайло Ломоносов.
а Рит. рук. 1747
дарования, а особливо вместо зачеркнутого ум, память.
6
Рит. рук. 1747 зачеркнуто рассуждение, которое. а
Соч. 1759
было добавлено общенародного, г Соч. 1759 сановитый.
|
Наука состоит в познании
нужных правил, которые показывают
подлинный путь к красноречию. Они должны быть, первое, кратки, чтобы не
отяготить памяти многим изусть учением, а особливо тем, чему легче можно с
примеров научиться, нежели по правилам; второе, порядочны, для того чтобы
они были вразумительны и тем к научению
способственны; третие, удовольствованы
примерами, которые бы показывали самую