Но приобретать должно трудом бессмертную
славу.
Следовательно, не
должно, препровождая жизнь свою в
роскоши и нерадении, ожидать бесславного конца.
Такие
ограниченные силлогизмы
вышеписанным (§ 76) образом легко переменить можно в энтимемы.
§ 78
Когда две
энтимемы, сделанные
из условных силлогизмов, соединены будут в силлогизм или, лучше, в энтимему
разделительную, тогда рождается дилемма, довод обоюдный, который ради своей
остроты по справедливости рогатым называют. Так говорят скифские послы
Александру Великому у Курция, в книге 77
Ежели ты бог, то должен ты смертным
делать благодеяния,
а не грабить; буде же ты человек, то помни, что ты такое. 110
Так же некоторому молодому
человеку советовала мать, чтобы он не говорил публичных речей, предлагая,
3
что ежели
он станет говорить неправду, то будет иметь бога неприятелем; ежели
правду, то
люди его возненавидят. На сие ответствовал он следующим образом: ежели я буду
говорить правду, то буду богу6 любезен; ежели неправду, то народу.
111
§ 79
а Соч. /759 уверяя.
б Рит. рук. 1747 богам.
в Рит. рук. 1747 заключение
г Рит. рук. 1747 полагается.
|
Ежели много энтимем
будут гак
связаны, что предыдущей следствие8 положится1" как
посылка следующей, то называется сие сорит, или кучею стесненный
довод, например: