искусством чрез рачительное
наблюдение и философское остроумие высмотреть, от каких представлений и идей
каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец
человеческих. Из сих источников почерпнул Димосфен всю свою силу к возбуждению
страстей, ибо он немалое время у Платона учился 133 философии, а
особливо нравоучению. 3 Также и Цицерон оттуду же имел чрезвычайную
свою власть над сердцами слушателей, которой и самые жестокие 6
нравы не могли противиться. Для сего предлагаются здесь правила к возбуждению
страстей, которые по большой части из учения о душе и из нравоучительной
философии происходят.
§ 96
Страстию называется
сильная
чувственная охота или неохота, соединенная с необыкновенным движением крови и
жизненных духов, при чем всегда бывает услаждение или скука. В возбуждении и
утолении страстей, во-первых, три вещи наблюдать должно: 1) состояние самого
ритора, 2) состояние слушателей, 3) самое к возбуждению служащее действие и
сила красноречия. 0
§ 97
а
Рит. рук. 1747 нравоучительной, б Рит. рук. 1747 крепкие.
в Рит. рук. 1747 самое. . . красноречия вместо
зачеркнутого 3) чб-істоятельства предлагаемой вещи, от
которой страсть возбуждается, г Рит. рук. 1747 льстец.
Д
Рит. рук. 1747 было
добавлено к
нему и зачеркнуто к отечеству.
|
Что до состояния самого ритора надлежит, то
много
способствует к возбуждению и утолению страстей: 1) когда слушатели знают, что
он добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец;
г 2) ежели его народ любит за его заслуги; д 3) ежели он
сам ту же страсть имеет,