§ 101
Сии суть общие правила, учащие
возбуждению и утолению страстей. Им следуют правила особливые о знатнейших
страстях, которые от риторов чаще других употреблены бывают. Из них мягкие и
нежные суть радость, любовь, надежда, милосердие, честь или
любочестиеа
и студ. 6 Напротив
того, печаль, ненависть, гнев, отчаяние, раскаяние
и зависть суть жестокие и сильные страсти. Прочие между сильными и нежными
посредственны.
§ 102
Радость есть душевное
услаждение в рассуждении настоящего добра, подлинного или мнимого. Сия
страсть имеет три степени. В самом начале производит немалое, однако
свободное движение и играние крови, скакание, плескание, смеяние. Но как
несколько утихнет, тогда пременяется в веселие, и последует некоторое
распространение сердца, взор приятный и лице веселое. Напоследи, как уже
веселие успокоится, наступает удовольствие мыслей и перестают все
чрезвычайные в теле перемены. 8
§ ЮЗ
а Соч. 7759 честолюбие, б Соч. 7759 стыд.
в
Рит. рук. 1747 все чрезвычайные перемены
перестанут вместо перестают . . . перемены;
Рит. корр.
было набрано перестают все чрезвычайные перемены и после слова чрезвычайные
добавлено рукой Ломоносова в теле.
|
К возбуждению радости в
слушателях должно представить:
1) что они великое добро или много оного получили, 2) что оное полученное
добро есть то, которое они любят, 3) что они того долго искали, 4) притом
предложить употребленные на снискание оного труды, попечения и беды, которых
воспоминание всегда приятно бывает, 5) упомянуть, что того добра дру-